воскресенье, 28 июня 2009 г.

Курукшетра

В прошлом Курукшетра была известна как Брахмакшетра, Бхригукшетра, Арьяварта, Саманта Панчака. Название Курукшетра появилось в память о деяниях царя Куру. В Махабхарате рассказывается о том, как царь Куру, выдающийся предок Пандавов, превратил этот район в важнейший цент духовной культуры. Царь Куру приехал сюда на золотой колеснице, из золота которой изготовил плуг. Затем он одолжил быка у Гсопода Шивы и буйвола – у Ямараджи и начал пахать. Тут появился Индра и спросил Куру, что тот делает. Куру ответил, что подготавливает почву для взращивания восьми религиозных добродетелей: правдивости, йоги, доброты, чистоты, благотворительности, способности прощать, аскетизма и целомудрия.
Индра предложил царю исполнить любое его желание. Куру ответил, что хочет, чтобы эта земля всегда оставалась святым местом, названным в его честь, и чтобы любой, кто умрет здесь, .попадал бы в рай, независимо от его грехов и добродетелей. Услышав эту просьбу , Индра рассмеялся.
Но неустрашимый Куру продолжал совершать суровые аскезы и пахать землю.
Постепенно он склонил Индру на свою сторону, но у остальных полубогов все еще оставались сомнения. Они считали , что смерть без жертвоприношений не может гарантировать место в раю. Наконец Куру и Индра договорились: Индра впустит в рай любого , кто умрет здесь во время боя или совершения аскез. Так Курукшетра стала местом сражений и благочестивых поступков.

Битва Махабхараты
Когда Пандавы потребовали причитающуюся им по закону долю царстсва своего отца, их дядя Дхритараштра и его сыновья дали им только лес Кхандава на юге царств Куру. Пандавы возвели там великолепный город Индрапрастха, на месте современного Дели. Столицей Кауравов оставался Хастинапур, расположенный к северо востоку от Дели.
Позднее, когда Юдх проиграл игру в кости, Пандавам пришлось отправиться на 13 лет в изгнание. Вернувшись из изгнания, они потребовали возвратить им царство. Господь Кришна , от имени Пандавов, пришел к Дурьодхане, старшему Каураву, и попросил у него пять деревень для пятерых Пандавов. Но высокомерный Дурьодхана отказал и в этой просьбе. Он сказал: Я даже не дам им земли для того, чтобы воткнуть иголку.
Так война стала неизбежной , и Пандавы с Кауравами решили сражаться на Курукшетре, потому что это было большое , ненаселенное поле с питьевой водой и дровами для костра. Пандавы выиграли битву на Курукшетре, которая продолжалась 18 дней.

Рождение Гиты.
Битва на К. началась в день мокшада экадаши . Мокшада означает : дарующий освобождение. В этот день Кришна поведал Арджуне Бхагавад Гиту, даровав ему освобождение . В настоящее время ежегодно в этот день на Курукшетре и в других местах Индии устраиваются праздники , отмечающие появление Бхагавад Гиты.
В Джйотисаре , месте, где была рассказана Гита, проводится пышный фестиваль, который имеет государственный статус и в котором принимают участие министры и губернаторы. Так совпало , что вэто же время ИСККОН устраивает ежегодный марафон по распространению книг Шр Пр , в течение которого преданные распространяют в Индии и по всему миру сотни и тысяч книг.

Корни Ратха Ятры на Курукшетре .
Однажды когда Кришна на время солнечного затмения собрался отправиться на Курукш, Он предложил гопи и другим обитателям Вриндавана встретиться с ним там. В юности Кришна уехал из Вриндавана , пообещав очень скоро вернуться. Но Он отсутствовал около ста лет, тем не менее , обитатели Вриндавана , обладая глубокой духовной любовь к нему , всегда сохраняли экстатическое желание увидеть Господа вновь.
Обитатели Двараки приехал на Кур на колесницах, а жители Вриндавана - на воловьих упряжках. Семьи Вриндавана и Двараки были связаны родственными узами, и поэтому эта встреча была для них очень радостным событием.
Среди приехавших из Вриндавана была и Шримати Радхарани, самая главная из гопи. Никого так не терзала боль разлуки с Кришной , как Ее. Она и другие гопи были полны решимости забрать Кришну назад во Вриндаван . Любовные переживания Кришны и гопи на Курукшетре составляют эзотерический смысл праздника , известного как Ратха ятра. Поэтому, устраивая Ратха ятры в различных городах планеты , преданные Харе Кришна прославляют Курукшетру.

Шрила Прабхупада на Курукшетре.
Сумати Морарджи , которая в 1965 году предоставила Шр Пр бесплатый билет в Америку на ее пароходе Джаладутта , впервые встретила Шр Пр в пятидесятых годах на Курукш. Он сидел под деревом и повторял на четках мантру. Почувствовав ,. Что это возвышенный садху , Сумати Морарджи подошла к нему.
Поговорив с ней и узнав, кто она Пр взял ее бомбейский адрес. Его смирение и преданность произвели на нее большое впечатление , и она упомянула об этом, когда Шр Пр навестил ее в Бомбее, с просьбой помочь ему добраться до Америки.

В октября 1970 Шрила Прабх с группой учеников поехал в Амритсар. Когда поезд прибыл на станцию Курукшетра, он сказал: Именно здесь пять тысяч лет Господь Кришна поведал БГ. Люди говорят, что этого места не существует, что это- мифическое место, поле, символизирующее тело и чувства. Они говорят, что это аллегорическое место. Но вот мы здесь на станции Курукшетра».

Когда он говорил это, солнце опускалось за горизонт, и небо над долиной было залито ярко- оранжевым светом. « Как они могут утверждать, сто Куру не существует? – продолжал он. - Вот она , перед нами. И это место является историческим с очень давних времен».
Первого декабря 75 года Шр Пр с несколькими учениками среди которых был Амбариша дас , приехал на Курукш. Амбариша приехал в Индию, чтобы финансировать проект ИСККОН на Куру. Шр Пр хотел построить здесь университет варнашрамы и храм Кришны и Арджуны , и Амбариша уже пожертвовал деньги на этот проект.

На Курукшетре Шр Пр встретился с Гульзарилалом Нандой , бывшим министром внутренних дел и бывшим исполняющим обязанности премьер- министра Индии, который к тому моменту возглавлял «Комитет по развитию Курукшетры». Г-н Нанда сопровождал Шр Пр до противоположенного конца Брахма Саровары и указал ему участок земли , предназначенный для проекта. Г-н Нанда явно хотел , чтобы Шр Пр купил этот участок, но Пр желал, чтобы г-н Нанда пожертвовал эту землю ИСККОН. Казалось, по мнению присутствовавших учеников, что предложение г-на Нанды не произвело на Шр пр никакого впечатления.
Перед возвращением в Дели Шр Пр решил посетить менее застроенный район Курукшетра под названием Джотисар, то место, где Господь Кришна поведал БГ, Обойдя и внимательно осмотрев местность, Шр Пр через десять минут спросил преданных, что они думают об этом месте. Все с энтузиазмом отозвались о нем, отметив, что здесь они ощутили духовные вибрации. Казалось, глубокая мудрость и спокойствие пронизывали всю атмосферу. Шрила Прабхупада сказал преданным, что ИСККОН должен построить храм Кришны и Арджуны здесь.
В 1996 году, в столетие Шр Пр, преданные предложили особые усилия, чтобы получить участок земли в Джйотисаре. По милости Кришны и Арджуны они смогли получить 6 акров земли в ста ярдах от того места , где была поведана БГ. На церемонии заложения храма в апреле 1998 года председательствовал губернатор Харьяны. В настоящий момент ИСККОН имеет небольшой храм в Тханешваре в двух милях от Брахма Саровары. Преданные разрабатывают проект и собирают средства для возведения храма в Джйотисаре согласно желанию Шр Пр.
В год столетия Шр Пр одна из центральных площадей Куру была названа в честь Шр Пр: Бхактиведанта Свами Чоук( площадь) .

Святые места Курукшетра.
В Вамана пуране приводиться описание девяти священных рек и семи священных лесов в этом районе.

Река Сарасвати.
Через Курукшетру протекает только река Сарасвати. Но даже Сарасвати течет лишь в сезон дождей, в остальное же время года можно видеть только ее русло.

Джйотисар .
Господь Кришна поведал БГ в Джйотисаре, и в память об этом там установлена мраморная колесница под баньяновым деревом. Говорят, что этому дереву Более пяти тысяч лет, и потому оно является самым древним свидетелем бессмертного диалога Господа Кришны с Арджуной. Джйотисар расположен на берегу Сарасвати, примерно в 5 милях от города Курукшетра.

Брахма Саровара
Говорится, что именно здесь Брахма сотворил Землю. Во время солнечных затмений сотни тысяч паломников, соблюдая древнюю традицию, устремляются сюда, чтобы совершить омовение в священных вода Брахма Саровары. Это пленяющее взор озеро является самым большим в данном районе , и Комитет по развитию Курукшетры уделяют его состоянию особое внимание. Брахма Саровара является центром, притягивающим паломников, пребывающих на Курукшетру.
На северном берегу Брахма Саровары находится храм Радха Кришны , принадлежавший Гаудия Матху, организации , основанной Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, духовным учителем Шр Пр. Храм Гаудия-матха построен в честь встречи Радхи и Кришны на Курукшетре , состоявшейся 5000 лет назад.

Саманта Панчака

Курукшетра известна как Саманта Панчака ( пять озер) , потому что здесь Господь Парашурама, воплощение Господа Кришны , создал пять озер из крови убитых им кшатриев. Господь Парашурама двадцать один раз очищал землю от порочных царей и воинов. Шрила Пр говорил, что позднее эта кровь превратилась в воду. Одно из озер носит название Саннихит Собрание. Говорится, что в день новолуния здесь собираются олицетворения всех святых мест. Во время солнечного затмения паломники, в первую очередь, направляются к озеру Саннихит, известную как обитель Господа Вишну.

Бан Ганга

Бан Ганга , или Бхишма Кунда, - это священное озеро , расположенное примерно в трех милях от Курукшетры. Во время битвы на Курукшетре Бхишмадева , двоюродный дед Пандавов , возлежал здесь на смертном одре из пронзивших его тело стрел. Когда он сказал Арджуне , что хочет пить , тот понял, что жажду великого Бхишмы не утолит обычная вода. Поэтому Арджуна пронзил землю стрелой , и из образовавшегося отверстия фонтаном забила вода Ганги. Бхишма выпил священной воды и поблагодарил Арджуну за содеянное благо. После этого Бхишма да Юдхиштхире наставления о пути дхармы.
На Бан Ганге паломники могут поклоняться Божеству Господа Кришны в Его Вселенской форме и девятиметровому Божеству Ханумана.

Даялпур

Это небольшое селение в двух милях от Брахма Саровары. Здесь Арджуна также пронзил землю стрелой и вызвал Гангу, но на этот раз для того, чтобы напоить коней во время его поединка с Джаядратхой.

Карнавадха
Карнавадха – это длинный ров, в котором застряли колеса колесницы Карны перед тем, как Арджуна убил его.

Парасар/ Двайпаян
Здесь, примерно в 25 милях к югу от города Тханешвара , у Парашара Муни , отца Вьясадевы , был ашрам . Дурьйодхана , сбежавший с поля боя в конце битвы, описанной в Махабхарате, спрятался в расположенном здесь озере. Он вышел из воды, когда Пандавы бросили ему вызов.

Пехова

Озеро Пехова в семнадцати милях к западу от Тханешвара , было ранее известно как Притхудак, водоем Притху. Царь Притху , воплощение энергии царской власти Господа Кришны, провел здесь последние ритуалы для своего отца. Ежедневно в Пехову приходят сотни паломников, чтобы предложить подношение своим предкам.

Чакравьюха.
В Чакравьюхе , в восьми километрах к югу от Тханешвара, полководец Дроначарья выстроил армию в форме диска, чакры. На этом месте был убит Абхиманью, сын Арджуны и Субхадры.

Дадхичи Тиртха
В Дадхичи Тиртхе на берегу Сарасвати в давние времена находился ашрам мудреца Дадхичи . В ШБ рассказывается , что однажды Индра попросил его отдать собственные кости , чтобы изготовить оружие для битвы с демонами. Дадхичи исполнил просьбу и оставил тело.

Комментариев нет: